Электрическое управление лодочным мотором

Безтросовая система управления лодочным мотором

Чтобы разобраться в безтросовой системе, сначала мы попробуем рассмотреть стандартную тросовую дистанционную систему. Все дистанционные системы управления подвесными лодочными моторами иностранного производства работают по одному и тому же принципу. Системы российского производства работают несколько иначе и о них мы еще поговорим.

При повороте влево или вправо движение это передается на рулевой редуктор, который представляет собой большую шестерню, на которую как раз и происходит наматывание троса. Трос управления один и изготавливают его из металла и запаковывают в пластиковую оплетку, внутри которой он свободно двигается. Прокладывают его вдоль борта лодки или катера к лодочному мотору. С мотором он соединяется штоком через тягу. Управление оборотами двигателя и передачами также осуществляется через тросы. В оплетке их два штуки и они несколько тоньше троса управления, т.к. усилий на них прилагается меньше. Эти тросы также оканчиваются металлическими штоками, один из которых крепится к ручке управления газом, а второй заводится внутрь самого мотора.

Если лодочный мотор оснащен гидравлической или электро-гидравлической системой подъема (так называемый трим), то для того чтобы изменить угол наклона мотора к системе управления мотором подводится еще один кабель, который отвечает за включение и отключение электронасоса на моторе, толкающего гидроцилиндр, который в свою очередь поднимает или опускает мотор.

В итоге в дистанционной тросовой системе управления мотором участвует четыре кабеля:

  1. Рулевой
  2. Обороты
  3. Переключение передач
  4. Угол наклона/подъема

Хороший комплект дистанционного управления обойдется вам примерно в 10 000 рублей.

Чаще всего такую систему управления можно встретить на моторах мощностью выше 150 л.с. Для управления двигателем, т.е. его поворотом применяют не механический редуктор, как в тросовой системе, а гидравлический. Поворачивать такой мотор крайне сложно без помощи гидравлики. Рулевой редуктор заменяют гидронасосом, а сам мотор оснащается гидроцилиндром, который как раз и отвечает за движение металлического штока, поворачивающего мотор.

Масло от панели управления до собственно мотора подается по двум шлангам. Это автономная система без какого либо дополнительного питания. Хорошая, качественная гидравлическая система стоит около 30 000 рублей. Регулировка угла наклона происходит так же как и в тросовой системе.

Главным же отличием двух систем является управление оборотами и передачами. Безтросовая система подразумевает использование электросигналов. Пульт управления и мотор соединяются кабелем, на моторе устанавливают электромоторы, регулирующие положение топливной заслонки и переключение передач. Такую систему гораздо проще установить чем тросовую, а если у вас на лодке стоят спаренные моторы то электрическая система управления - это единственный вариант синхронного управления сразу двумя двигателями. Такая система показала себя простой в управлении и очень надежной. Т.к. устанавливается она в основном на моторы мощностью свыше 150 л.с. цена на которые составляет более 350 000 рублей, ее предлагают в качестве опции при покупке. Так что будьте готовы заплатить еще около 100 000 рублей за нее. Уточняйте комплектацию мотора перед приобретением.

Дистанционное управление лодочным мотором

Электрическое управление лодочным моторомДистанционное управление лодочным мотором - функция, которая значительно добавляет комфорта во время эксплуатации моторной лодки или катера. Вполне естественно, что длительное управление лодкой при помощи румпеля создает определенные неудобства.

Банально устают мышцы рук, спины, шеи. Владелец лодки вынужден сидеть в пол-оборота, что не является естественным положением тела. На небольших переходах это не так ощутимо. Но при длительных переходах на моторной лодке неудобства становятся ощутимыми.

Иногда лодочные моторы комплектуются сразу дистанционным управлением и это, прежде всего, блок управления газа и реверса. По-другому их называют коммандерами. Видимо от английского термина. Более понятный термин - газореверсная машинка.

Но кроме управления дроссельной заслонкой существует дистанционное управление, которое отвечает за управления лодкой и маневры. Т. е. при таком дистанционном управлении все маневры происходят за счет вращения рулевого колеса, если угодно, штурвала, а не за счет управления при помощи румпеля.

Виды дистанционного управления лодочным мотором

Следует выделить две принципиально разных системы дистанционного управления лодочными моторами.

1. Первая система ДУ отвечает за включение передачи переднего хода или реверса и при этом отвечает за открытие дроссельной заслонки двигателя. Таким образом, регулируется количество оборотов винта и соответственно скорость движения лодки. Помимо этого есть еще положение рукоятки дистанционного управления, при котором двигатель работает на холостых оборотах без включения какой-либо скорости. По сути, это нейтральная передача.

2. Вторая система дистанционного управления лодочными моторами отвечает за управление лодкой или катером. Т. е. осуществляется управление маневрами, направлением движения и т. д. По сути, это такое же рулевое колесо, как в автомобиле.

Устройство газоревесных машинок

Конструкций дистанционных газоревесных машинок достаточно количество. Но если рассматривать общие элементы, которые есть в этом устройстве, можно выделить несколько основных. Хотя функции управляющих машинок могут значительно отличаться.

Осуществление переключения скорости и открытия или закрытия дроссельной заслонки и изменение количества оборотов происходит за счет системы рычагов внутри блока ДУ.

Система рычагов устроена таким образом, что сначала включается скорость, а затем при постепенном нажатии рычага рукой происходит постепенный набор оборотов.

Блок дистанционного управления связан системой тяг и тросов, как с дроссельной заслонкой, так и с включением скорости в режиме аверса или реверса. Можно условно разделить два типа блоков ДУ управления на тянущие и толкающие. В тянущих системах используются гибкие тросы, что встречается более часто. В толкающих системах используются более жесткие соединения с двигателем.

В некоторых системах ДУ блоков используются две системы управляющих рукоятей. Одна отвечает за движение лодки. Вторая рукоять рассчитана на работу двигателя только в режиме прогрева. Пока прогрев не произведен, включить рычаг передачи невозможно.

Существует также дистанционное управление лодочным мотором, основанное исключительно на механике. Но в более совершенных моделях ДУ предусмотрены простейшие электронные системы. Например, есть системы, которые отвечают за подъем и опускание двигателя в воду. Есть системы, которые отвечают за запуск двигателя и его остановку. Кроме этого в блоках ДУ предусмотрены системы предохранительной чеки. Есть блоки, в которых предусмотрена система зажигания при помощи ключа. Помимо этого имеются индикаторы, которые показывают работоспособность двигателя.

Все блоки ДУ с электронной начинкой имеют соединительные провода, которые подключаются к соответствующим разъемам двигателя, и эти разъемы должны обязательно соответствовать друг другу.

Что касается механической части, то более надежными считаются блоки ДУ, в которых используется тяговая система, а не система толкания. Это связано с тем, что при толкании соединительных штанг могут возникать изгибы самой штанги, что приводит к некоторым задержкам команд. Помимо этого жесткие тяги несколько сложнее разместить около криволинейных поверхностей.

Дистанционное управление лодочным мотором может устанавливаться как по правому борту лодки, так и по левому. Причем есть модели, которые предназначены только для какого-то одного борта, но есть и универсальные модели, которые могут устанавливаться по любому борту. Нужно только поменять местоположение ручки на блоке.

В блоках ДУ для лодочных моторов есть специальные регулировочные винты, которые помогают наиболее оптимально настроить длину тросов, которые отвечают за управление. Тросы крепятся при помощи специальных кронштейнов и направляющих.

Устройство ДУ лодкой

Второй тип дистанционного управления отвечает за управление лодкой. При помощи специальных тросов и тяг двигатель соединяется с блоком рулевого колеса. В блок рулевого колеса или штурвала входят: непосредственно сам руль и редуктор, который соединяется с рулем.

Редуктор блока дистанционного управления подбирается с учетом мощности двигателя. Это связано с тем, что когда идет вращение винта, возникает реактивная сила, которая старается развернуть моторную лодку. И для того чтобы нормально управлять лодкой при маневрах, одной силы вращения руля не хватает. Редуктор увеличивает усилие за счет передаточного отношения шестеренок.

Если просто намотать трос на барабан руля и соединить его с румпелем, то быстродействие системы будет не таким, как это происходит с применением редуктора. Кроме этого пришлось бы прилагать больше физической силы для того, чтобы повернуть руль. Кроме этого редуктор еще и изменяет направление движения троса.

В некоторых конструкциях ДУ управления румпелем применяются не только тросы, но еще используются и компенсационные пружины, которые делают управление более мягким и исключают возможность слишком резких изменений курса моторной лодки во время поворота руля.

Как не уставать за румпелем? Дистанционное управление для лодочного мотора

Электрическое управление лодочным мотором

Содержание

Дистанционное управление лодочным моторомЭлектрическое управление лодочным мотором

Установка своими руками

Длительное непрерывное управление лодкой посредством румпеля неизбежно вызывает ощущение дискомфорта. Рулевой вынужден долго находиться в неестественной позе, вполоборота. На руки, шею и спину передаётся сильная нагрузка, в результате чего мышцы начинают болеть. На коротких дистанциях это проявляется не столь ярко, но совершение длительного перехода без перерывов для отдыха представляется весьма затруднительным. Поэтому

установку на лодочный мотор системы дистанционного управления следует признать объективной необходимостью. Она существенно упрощает эксплуатацию небольших лодок, а на больших судах необходима для обеспечения безопасности.

Производители некоторых марок моторов для лодок изначально включают в комплект дистанционное управление. Как правило, это блок (коммандер), управляющий реверсом и дроссельной заслонкой. Более совершенные системы позволяют также осуществлять маневрирование и изменять курс движения лодки. Для этого в них присутствует рулевое колесо (оно же - штурвал). Однако зачастую моторы продаются без дистанционного управления. Тогда эту систему приходится приобретать отдельно.

Разновидности ДУ

Существует два типа систем, служащих для управления двигателем судна. Они могут применяться по отдельности либо совместно.

  • 1.Системы, в функцию которых входит включение передней, задней или нейтральной передачи, а также регулирование положения дроссельной заслонки, что позволяет изменять обороты винта, воздействуя на скорость движения судна.
  • 2.Системы, которые предназначаются для осуществления маневрирования, изменения направления движения лодки и т.д. Их работа построена на том же принципе, что рулевое управление в автомобиле.
  • Устройство газо-реверсных машинок

    Дистанционное управление лодочным мотором газ реверс.

    Существует множество различных вариантов конструкций газо-реверсных машинок для дистанционного управления моторами. Однако на основании присутствия некоторых общих элементов можно разделить их на несколько видов. При этом их функционал может иметь значительные отличия.

    Внутри блока управления располагается система рычагов, при помощи которой переключаются передачи, а также изменяется положение дроссельной заслонки и количество оборотов. Эта рычажная система сконструирована так, что сперва включается скорость, после чего для постепенного увеличения оборотов необходимо нажать на рычаг рукой.

    Для связи коммандера с дроссельной заслонкой и с переключателем передач используются гибкие тросы или жёсткие тяги. В зависимости от применяемого типа соединения, дистанционное управление может быть тянущим либо толкающим.Электрическое управление лодочным мотором

  • Первый вариант получил более широкое распространение. Команды от блока передаются на двигатель при помощи гибких тросов.
  • Во втором случае для осуществления связи задействуются более жёсткие элементы.
  • Некоторые модели блоков ДУ оснащаются двумя управляющими системами.

  • Первая из них приводит лодку в движение.
  • Вторая обеспечивает работу мотора только на холостом ходу (в режиме прогрева). Включение рычага передачи становится возможным только после того, как температура двигателя поднимется до определённого уровня.
  • В некоторых моделях управление мотором осуществляется исключительно при помощи механики. Однако в более современных модификациях хотя бы в минимальном количестве присутствует электроника. Например, это могут устройства, предназначенные для спуска мотора в воду и его подъёма, старта и остановки. Также существуют дополнительные функции для обеспечения безопасности. К ним относится предохранительная чека в коммандере, система зажигания, включить которую можно только при наличии ключа, индикаторы, отображающие параметры работы двигателя и его техническое состояние.

    Электрическое управление лодочным мотором

    От любого коммандера с электронными компонентами отходят соединительные кабели, которые необходимо подключить к соответствующим гнёздам мотора. При покупке системы следует удостовериться, что разъёмы на блоке и двигателе соответствуют друг другу.

    По сравнению с толкающими системами, тяговые считаются более надёжными. Это объясняется тем, что штанги, используемые в ДУ первого типа, в процессе эксплуатации могут деформироваться, в результате чего команды передаются с некоторыми задержками.

    Кроме того, размещение жёстких тяг вблизи криволинейных поверхностей может быть затруднено.

    Различные варианты систем ДУ могут предназначаться для установки по правому или левому борту лодки либо быть универсальными. Натяжение тросов и их длина настраиваются при помощи регулировочных винтов, которыми оснащается блок. Также в комплект входит специальная фурнитура, на которую крепят троса дистанционного управления для лодочного мотора .

    Устройство управления курсом лодки

    В системах ДУ, предназначенных для изменения курса лодки, также могут использоваться тросы либо тяги, при помощи которых осуществляется связь между мотором и блоком рулевого управления, состоящим из штурвала (руля) и соединённого с ним редуктора с реечной передачей.

    При выборе редуктора блока ДУ необходимо учитывать мощность мотора. Это важно, поскольку вращающийся винт способствует возникновению реактивной силы, стремящейся развернуть судно.

    В результате управление при маневрировании с помощью мускульной силы может стать практически невозможным. За счёт системы шестерёнок, установленных в редукторе, усилие существенно увеличивается.

    В принципе, тросы от румпеля можно напрямую присоединить к барабану руля. Однако в этом случае пострадает быстродействие. К тому же для того, чтобы повернуть руль, придётся прилагать значительно больше сил. Тем не менее, такие системы (в которых, в отличие от редукторных, используется не один, а два троса) ещё в советское время были достаточно популярны благодаря простоте конструкции и менее высокой стоимости.

    Электрическое управление лодочным мотором

    Современные модели ДУ для управления румпелем, помимо тросов, оснащаются ещё и компенсационными пружинами. Они нужны для того, чтобы повысить комфортность управления и исключить вероятность чрезмерно резкой смены курса лодки при повороте штурвала.

    Руководство по дистанционному управлению лодочным мотором

    Содержание:

    После установки дистанционного управления повышается маневренность, увеличивается обзорность и комфорт от управления моторной лодки. Под управлением понимают удаленное переключение трансмиссии, регулировку оборотов двигателя и возможность изменения направления движения при помощи рулевого механизма.

    Электрическое управление лодочным мотором

    Виды дистанционного управления лодочным мотором

    Для регулирования оборотов двигателя и направления вращения винта устанавливается газореверсная машинка, его еще называют пультом дистанционного управления. Простейшая машинка имеет два рычага, один из которых отвечает за подачу топливовоздушной смеси через дроссель, а второй за переключения передач на редукторе двигателя.

    Для управления самой лодкой, направлением ее движения служит система, состоящая из руля и редуктора, соединенного с двигателем тросом или гидравликой.

    Устройство газореверсных машинок

    На данный момент производители предлагают множество модификаций газореверсных машинок. Различаются они по количеству рычагов, возможности установки на левый или правый борт, материалу исполнения основных элементов.

    Устройство дистанционного управления лодкой

    Установка дистанционного управления лодочным мотором

  • Стоит с внимательностью отнестись к выбору места расположения газоревресной машинки, так как после установки для переноса нужно будет либо укорачивать, либо покупать новые троса.
  • Самостоятельная установка дистанционного управления на лодку без соответствующей подготовки может стать причиной поломки двигателя, но если вы решились на это, то стоит основательно подготовиться.
  • Перед покупкой троса стоит точно рассчитать расстояние от машинки до двигателя, прокладка должна осуществляться в таких местах, чтобы рубашка троса подвергалась механического воздействию и надежна закреплена, допустимый радиус изгиба не более 150 мм.
  • Подробная схема подключения должна быть в инструкции к двигателю. Установка системы дистанционного управления на надувную лодку немного сложнее, для этого используют рулевые консоли, которые крепятся к баллонам или устанавливаются прямо на палубу лодки.
  • На многих лодках с жесткими корпусами предусмотрены места для монтажа машинки и рулевого механизма, что значительно упрощает монтаж системы ДУ.
  • Трос для дистанционного управления лодочным мотором

    Электрическое управление лодочным мотором

    В системе рулевого управления при подборе троса нужно исходить из модели рулевого редуктора, а он подбирается по мощности навесного мотора.

    Для подбора троса управления двигателем следует знать, что к каждому двигателю подходит трос только определенной марки, а его длина рассчитывается исходя из длины лодки.

    Следует измерить расстояние от машинки до транца лодки, прибавить к нему половины ширины транца и 90 см. для поворотной петли.

    При расчете длины троса рулевого управления замеряется расстояние от центра рулевого редуктора до борта лодки, длину пути вдоль борта плюс половина ширины транца. В конце вычесть 10 см за каждый изгиб в 90 градусов, в результате мы получим требуемую длину троса.

    Что касается марок, то в инструкции к мотору указаны требуемая марка троса и его класс, также есть универсальные тросы подходящие к большинству двигателей Yamaha, Suzuki, Tohatsu.

    Для моторов от Mercury и Johnson придется приобрести дополнительные адаптеры в случае использования универсальных тросов.

    Консоль и приборная панель

  • Консоль рулевого управления на надувных лодка с жестким дном легко крепится к днищу болтами и представляет собой два кронштейна с панелью для крепления машинки и руля. Для лодок с мягким дном и небольших размеров консоль крепится на баллон носовой части или одного из бортов.
  • Также есть модели консолей для крепления на банку, представляет собой полноценную панель с возможность установки приборов и ветрового стекла. Изготавливается из стеклопластика, имеет малый вес и хороший дизайн с возможность установки в нее эхолота и навигатора. Полноценные панели для установок на лодки с жестким полом может представлять собой пульт совмещенный с креслом для экономии места и большего комфорта.
  • Стандартный набор приборов на панели - тахометр со счетчиком моточасов, индикатор уровня топлива и спидометр, показывающий скорость движения лодки относительно воды.
  • Нелишними будут и различные индикаторы:

  • температуры головки блока
  • температуры воды за бортом
  • давления воды в системе охлаждения
  • угла наклона двигателя, а также амперметр и вольтметр.
  • Есть как универсальные приборы, так и специальные, предназначенные для двигателей определенного производителя или конкретной модели. Эти приборы необходимы в случае использования дорогостоящего двигателя средней и большой мощности, они помогают контролировать условия его работы и избежать перегрева или неожиданной разрядки аккумулятора.

    Источники:
    spyship.ru, blesna.net, boatcity.ru, myownship.ru

    Следующие:


    18 ноября 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения

    Популярное:

  • Мотор колесо шкондина своими руками чертежи (10)
  • Не работает детский электромобиль причины (9)
  • Электромотор колесо для авто (8)
  • Электромобили детские схемы электрические (7)
  • Детский электромобиль не едет вперед (6)
  • Детский электромобиль не едет назад (6)

  • Надавно добавленные материалы:

    Bmw x5 детский электромобиль

    Лицензионный детский электромобиль M 2762 (MP4) EBR-1 BMW X5, белый - оборудован встроенным планшетом, также есть разъёмы для подключения внешних устройств, что делает

    Читать далее

    Детский электромобиль bmw z4

    Доставка в Мариуполь из другого городаДетский электромобиль BMW Z4 белый, Rastar (?81800/1) В этой детской версии элитного автомобиля все, как

    Читать далее

    Bmw x6 jj258 электромобиль

    Детский электромобиль JJ 258 R-1 джип BMW X6 белый - дизайн этого превосходного детского электромобиля сделан в стиле джипа компании

    Читать далее

    Детские электромобили bmw x6

    Детский электромобиль M 0569 BMW X6 кабриолет на радиоуправлении Детский электромобиль M 0569 BMW X6 кабриолет предназначен для детей от 2-до 8

    Читать далее

    Детский электромобиль bmw х6

    Также у нас вы можете приобрести запасной редуктор для электромобиля BMW x6 JJ 258 - редуктор

    Читать далее

    Детский аккумуляторный электромобиль bmw

    Каталог детских электромобилей BMW находится по адресу – http://hybroid.ru/kidselectriccars/bmwДетские электромобили с аккумуляторной батареей вряд ли можно назвать детской игрушкой. Это скорее

    Читать далее

    Детский электромобиль джип bmw

    Детский электромобиль JJ 258 R-4 джип BMW X6 синий - детский электромобиль имеет обтекаемый корпус с изящными изгибами, яркие

    Читать далее